МБДОУ
детский сад №10 г.Конаково

Рекомендации учителя-логопеда

 

                                                 

Учитель -логопед МБДОУ детского сада №10 г.Конаково

Завадская Елена Вячеславовна

                                                                           фото для сайта 001.jpg

Образование:

1. Московский психолого-социальный институт –2004 г. специальность "логопедия", "специальный психолог";

2. НОУ ДПО "Институт дефектологии и медицинской психологии"  - 2012 г. Сертификат семинара "Технология проведения дифференцированного логопедического массажа в структуре индивидуального занятия по коррекции дизартрии"


Категория – высшая квалификационная - Приказ Министерства образования Тверской области №18-А от 07.04.2015 года

Награждения:

Почетная грамота Управления образования  Конаковского района (2006г.)

Почетная грамота Главы Конаковского района (2012 г.)

Почетная грамота Главы Конаковского района (2014 г.)Педагогический стаж – 11лет. в МБДОУ детском саду № 10;

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

Уважаемые родители!!!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

  Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

 Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете  использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке. Всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.

 Игра «Слоговые дорожки».

Цель игры:

1. Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (СГ, ГС, ГСГ);

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый  и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.

 Игра «Шишка».

Цель игры: 1. Автоматизация звука в слогах, словах;

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).

Ход игры взрослый и ребёнок сидят на скамейке.  Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

 Игра «Заборчик».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.

 Игра «Счеты»

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование: камешки.

Ход игры взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за взрослым слова и одновременно перекладывает камешки слева - направо.

 

Игра «Дорожки».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

                    2.Развитие мелкой моторики;

                    3.Развитие графических навыков.

Оборудование: песочница.

Ход игры взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.

 Игра «Горка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

                    2.Развитие фонематического анализа;

                    3.Развитие мелкой моторики;

                    4.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый  и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.

 Игра «Художник».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

                    2.Развитие зрительно-моторной координации;

                    3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, повторяя за взрослым слова.

 Игра «Бусы».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах или словах;

                    2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: бусы.

Ход игры:  взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

 Игра «Волшебная веревочка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

                    2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: верёвочка или ленточка.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

 Игра «Улиточка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях;

                    2. Развитие мелкой моторики;

                    3.Развитие зрительной координации.

Оборудование: рисунок улитки.

Ход игры взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

 Игра «Лабиринт».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

                    2. Развитие мелкой моторики;

                    3.Развитие зрительной координации.

Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.

Ход игры По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.

 

 Размещенная информация с сайтов

https://www.sites.google.com›site/mdou340/plany-…

Логопедияsovety-logopeda-0

 

Изображение 038.jpg Изображение 047.jpg
Изображение 039.jpg  Изображение 040.jpg
 Изображение 042.jpg Изображение 041.jpg
               DSC_0119.JPG
               DSC_0003.JPG

                                                   
            

Пальчиковая гимнастика для дошкольников: советы заботливым родителям

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.Сухомлинский.

Значение пальчиковой гимнастики трудно переоценить. Она способствует комплексному и всестороннему развитию ребёнка. Массаж зон, расположенных на руках, стимулирует речевые центры, тренирует ловкость, развивает подвижность, творческие способности. Подобные игры помогают снимать нервное напряжение, стресс.

Дети, с которыми регулярно занимались пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, отличаются хорошей памятью.

Нужно уделять внимание и правой и левой руке в равной степени, только так мозг будет развиваться гармонично. Связь рук и полушарий зеркальная, то есть правая рука связана с левым полушарием, а левая с правым. Воздействуя на моторные зоны всего головного мозга можно обеспечить развитие и творческого правого и мыслительного левого полушария.

Когда начинать?

Наибольшую пользу пальчиковая гимнастика для детей приносит в период с рождения примерно до трёх лет.

В первые годы жизни идёт интенсивное формирование речи, поэтому заниматься можно с самого рождения.

Каждый раз, когда взрослый прикасается к ладони ребёнка, играет с его пальчиками, сгибает, разгибает суставы, в мозг идёт импульс, который стимулирует речевые центры.

Пальчиковая гимнастика для новорожденных – это обычныепоглаживания ладошек,растирание, мягкие массажные движения. Ещё один удобный вариант пальчиковой гимнастики – воздействие на руки предметами, различными по фактуре. Для этих целей подходит практически всё что угодно: шарики из фольги, шишки, резиновые мячи с шипами, катушки от ниток, грецкие орехи и многое другое.

Предмет вкладывается между ладонями и можно приступать – катать туда-сюда в различных направлениях, совершать круговые движения ладоней между собой, зажимать предметы пальцами.

Какие упражнения выбирать?

Сложность упражнений для пальчиковой гимнастики зависит от возраста ребёнка, с которым планируется провести занятие.

Пальчиковая гимнастика для малышей, конечно же, будет отличаться от пальчиковой гимнастики для старших дошкольников.

Усложняются как отдельные элементы упражнений, так и стихи или текст, который идёт в сопровождении, используются комплексы упражнений.

Для детей до трёх лет подходят простые занятия, основанные на массаже пальчиков, ладоней. Например, упражнение, в котором взрослый мягко нажимает на подушечки пальцев малыша:

«Этот пальчик – мой дедушка,

Этот пальчик – моя бабушка,

Этот пальчик – мой папа,

Этот пальчик – моя мама,

А этот пальчик – я!

У меня большая семья!».

Пальчиковая гимнастика в средней группе детского сада может быть дополнена новыми элементами. Кроме стишков, потешек, можно добавить игровую деятельность с мелкими предметами (в принципе, это можно делать и ранее, но не терять при этом бдительности – маленькие дети очень быстро могут засунуть что-то в нос, рот, уши).

Чем старше ребёнок, тем проще ему уловить сказанное. Несмотря на это, не нужно стремиться давать дошкольникам какие-то сложные задания.

Пальчиковая гимнастика в старшей группе – это всё ещё занятия с маленькими детьми. Поэтому лучше выбирать простые и интересные варианты стихов, потешек, игр. Старшим деткам можно предлагать несколько коротких упражнений подряд, комбинировать различные виды деятельности между собой. Главные показатели того, что задания для гимнастики подобраны правильно – детям интересно, они с удовольствием выполняют все предложенные упражнения.

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада – это уже своего рода небольшие театрализованные представления на ладошке. В основе игр хорошо знакомые, простые истории, действия.

И напоследок несколько правил, которые помогут сделать занятия приятными как для родителя, так и для ребёнка:

Ø приступая к играм, убедитесь, что ваши руки достаточно тёплые;

Ø убедитесь, что текст и техника выполнения игры усвоена вами и только потом предлагайте её ребёнку;

Ø выполняя упражнения, работайте не только руками, но и лицом – правильная мимика поможет заинтересовать ребёнка;

Ø выбирайте упражнения для пальчиковой гимнастики в соответствии с возрастом детей.

Говорить о пользе занятий можно бесконечно. В детских ручках, в крохотных пальчиках скрыт огромный потенциал, проявить и развить который под силу родителям, воспитателям, педагогам. Именно поэтому необходима пальчиковая гимнастика в детском саду, дома. Так просто уделить малышу пять минут внимания, и получить взамен безграничную радость от новых успехов в развитии.

Предлагаю вниманию родителей игровые упражнения для развития пальцев рук. Эти упражнения сопровождаются небольшими сихотворениями, которые облегчают порядок выполнения движений, заинтересовывают детей.

                            
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Учить детей перекатывать пальцами одной руки
или между двух ладоней шестигранный карандаш.


DSC_0820.JPG


Раз - кружок, два - кружок,
Раз – шажок, два - шажок,
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
(поочередно нажимать
каждым пальцем на кружок)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будут пальцы отдыхать  
 

DSC_0866.JPG DSC_0861.JPG

«Колючий еж».
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его,
дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".
Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"
на "ножки", делать массаж тела,
называя все соответственно)


DSC_0851.JPG DSC_0853.JPG


Ручки в зеркало глядят,
(на ребро друг к другу)
Ручки пальчикам велят:
Загибайтесь, выпрямляйтесь
(сжать, выпрямить)
Вместе в горстку собирайтесь.
(пальцы соединить в горстку)
Разбегитесь, распрямитесь
(пальцы в разные стороны)
В кулачок теперь сомкнитесь.
(в кулак)
Кулачок на кулачок
(кулак на кулак)
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки
(ладошки вниз)
Отдохнут они немножко.
На бочок. Опять на стол
(на ребро, ладошками вниз)


DSC_0847.JPG

Ладошки лежат тыльной стороной вниз.
Это ручка правая,
(открываем ладошку – в ладошке шарик)
Это ручка левая.
(то же самое)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.
(сгибаем и разгибаем ладошки с мячом)
Будет сильной правая,
(сжимаем ладошки в кулачки)
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые!
(катаем ладошками шарики по столу).


 DSC_0829.JPG DSC_0836.JPG

«Я – художник». Рисуем на крупе.

DSC_0824.JPG DSC_0826.JPG





В процессе автоматизации звуков многократное повторение одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться. Поэтому важно заинтересовать детей так, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к положительному результату. А использование игр делает этот процесс интересным, творческим, увлекательным, лишенным рутины и однообразия.

Многофункциональное пособие «Паровозик»

Пособие предназначено для детей 5-6 лет, которое можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и в индивидуальной работе с ребенком.



Рисунок13.jpg Рисунок12.jpg



Игра «Звуковые дорожки»

Данное пособие предназначено для автоматизации звуков в словах. Представляет собой листы - карточки с картинками на закрепляемый звук. В игру может играть как один ребенок, так и несколько детей.


 


Рисунок5.jpg Рисунок4.jpg

 
 

Игра с поговорками «Поднимись на горку»



Рисунок2.jpg Рисунок3.jpg

Игра «Веселая лесенка»

Представляет собой карточки с изображением лесенок и каким-то сюжетом. Внизу расставляются игрушки от киндер сюрприза (мы играем в динозавриков и смурфиков). Задание предлагается в зависимости от того, что изображено на карточке. Например, Динозаврики спешат в гости к смешарикам. Но чтобы дойти до смешариков им нужно подняться по лесенкам и правильно произнести слоги со звуком Ш. Первый динозаврик произносит слог ША. Ребенок берет игрушку, говорит слог и если правильно его произнес, то передвигает игрушку на ступеньку вверх. Аналогично с другими динозавриками на слоги ШО, ШУ, ШЭ.

Сюжет может быть разный, все зависит от вашей фантазии.




Рисунок6.jpg Рисунок7.jpg
 

Пособие «ЧУДО-ДЕРЕВО»

Игра « Деревья»

Цели:

- Активизировать словарь по теме: «Деревья»

- Учить образовывать относительные прилагательные

- Формировать у детей умение считать на основе наглядности.

- Автоматизация звуков в словах и словосочетаниях

-Развивать у детей умение определять пространственное направление: с лева справа; выше, ниже, вверху, внизу;

- Учить согласовывать существительные с числительными.

- Закреплять цвет.

Например, детям задается вопрос: «Отгадайте, с каких деревьев здесь спрятались листочки? (дуб, рябина, береза, клен)

А как называется лист клена? (дуба, березы и т.д.)

Посчитай, сколько на дереве кленовых листьев?

Один кленовый лист…. Два кленовых листа .. пять кленовых листьев. и т.д.

Игра «Фрукты»

Если цель - автоматизация звука [Р] в словосочетаниях, то ребенку предлагается задание: посчитай, сколько красных груш висит на дереве. Ребенок считает: одна красная груша, две красные груши и т.д.

Если это дифференциация звуков, например, [Р]-[Л], то считаем: одно красное яблоко, два красных яблока и т. д.

Если мы ставим цель формировать у детей умение считать на основе наглядности,

развивать у детей умение определять пространственное направление, то можно задать такие вопросы:

Посчитай, сколько яблок на дереве? Сколько груш? А чего больше, яблок или груш? Какая груша висит выше, желтая или зеленая?


Рисунок8.jpg      Рисунок9.jpg


Игры с прищепками.

Применяется на автоматизацию звуков в словосочетаниях и предложениях. Ребенок повторяет  скороговорку, если произнес правильно, то прикрепляет прищепку к фигурке.

Сюжет можно придумать любой. Например, сегодня к нам в гости пришел ежик, у него беда, потерял свои иголочки. Давай поможем ежику. Произнеси правильно скороговорку со звуком [Р] и прикрепи прищепку-иголочку.

 
                                                                                                          Рисунок1.jpg
 

Для Вас, уважаемые родители.



Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

- негативные факторы в период беременности и родов;

- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

- наследственные факторы;

- снижение слуха;

- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

- сосание пальца.

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи - ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным. 

   Речевое развитие ребенка на втором году жизни. 

На втором году жизни ребенок приобретает равновесие при ходьбе и становится более подвижным. Развивается и мелкая моторика: малыш точно захватывает предметы, хорошо ест ложкой, переворачивает страницы книг, строит из кубиков башню. К концу второго года жизни он умеет ходить вверх и вниз по лестнице, залезать на большой стул, ударять ногой и рукой по мячу.

В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. В большинстве случаев это связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, появление матери, показ хорошо знакомой игрушки или предмета). Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи — говорение. Ребенок уже может по просьбе взрослого найти среди предметов знакомую ему игрушку, а к одному году и трем месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание (например, ребенок просит у матери машинку звукоподражанием би-би). Такие слова-предложения или звукоподражания в зависимости от ситуации могут выражать разные значения, и появляются они у детей в один год и два месяца — один год и шесть месяцев. 

Со второй половины второго года жизни ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай! и др.), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трехсловные предложения, но слова в них еще не связаны грамматически.

В полтора года активный словарь ребенка содержит примерно 50—70 слов, основная масса из них — существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже — глаголы, личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребенок, к концу второго года колеблется от 100 до 300 слов.

На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у о, и; звуки э, ы могут заменять созвучием йэ. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми в артикуляционном отношении или искаженными звуками; твердые согласные т, д,с,з — мягкими. Наряду с неправильным артикулированием звуков отмечается упрощенное произношение слов, например укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «моко» вместо молоко, но слова в них еще не связаны грамматически — один год и шесть месяцев.

Речевое развитие на третьем году жизни.

На третьем году жизни ребенок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребенок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай — дает — не дам, киса — кису — кисе и т.д. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь — это основной способ познания мира, формирования мышления.

У ребенка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? Когда? и т.п.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зеленый, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочиненных, а позже — сложно-подчиненных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» — эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием. Ребенку на данном возрастном этапе становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др. Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные по артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц,л,р — они заменяют на более простые.

Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.

На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи — появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, г, щ, л, р.

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребенок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более легкие по артикуляции звуки: на д', потом на з', далее на з. Следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука ж ребенок будет еще какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребенок начнет употреблять его вместо звука з, произнося «жуб» вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребенку (см. раздел «Речевой материал для устранения недостатков речи»).

Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия».

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

 0-1 год А, У, И, П, Б, М
1-2 года О, Н, Т", Д",Т, К, Г, Х, В, Ф 
2-3 года Й, Л", Э, С" 
3-4 года Ы, С, З, Ц  
4-5 лет Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Р"

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р', л, л', например: Пара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

- четкой, неторопливой;

- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развернутыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захлебываясь», то все это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя «перегружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.


                                                              УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

                                                 КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

parovoz.png

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.                                                  

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа).

ezik.png

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф,

(низко наклониться, обхватив руками грудь –                     

 свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!п-ф-ф-ф!

bee.png

 Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З -з-з! З-з-з!

Звук и взгляд направлять по тексту.

 

osel.png

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

 gusik.png

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

 (медленная ходьба, руки-крылья,

 поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

 (дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

 стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат

 и деятельность головного мозга).

 Игры дома в беседке  и на даче

 Уважаемые родители!!!

     Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

     Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

    Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!


Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

 Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете  использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке. Всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.

Игра «Слоговые дорожки».

Цель игры: 1. Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (СГ, ГС, ГСГ);

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.

Игра «Шишка».

Цель игры: 1. Автоматизация звука в слогах, словах;

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

Игра «Заборчик».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.

Игра «Счеты»

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование: камешки.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за логопедом слова и одновременно перекладывает камешки слева - направо.

Игра «Дорожки».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.

Игра «Горка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие фонематического анализа;

3.Развитие мелкой моторики;

4.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.

Игра «Художник».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие зрительно-моторной координации;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, повторяя за взрослым слова.

Игра «Бусы».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах или словах;

2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: бусы.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Игра «Волшебная веревочка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: верёвочка или ленточка.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Игра «Улиточка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях;

2. Развитие мелкой моторики;

3.Развитие зрительной координации.

Оборудование: рисунок улитки.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Игра «Лабиринт».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

2. Развитие мелкой моторики;

3.Развитие зрительной координации.

Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.

Ход игры: По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.